11 374
12 апреля, 2022
Что такое лодка Jet? Как выбрать тоннельную лодку
Лодка Jet (тоннельная лодка) – уникальное маломерное судно, способное сплавляться там, где бессильны другие лодки!
Такое плавсредство является наиболее желанным приобретением для «охотников» за редкими видами рыбы или за уникальными красотами природы, то есть для заядлых рыбаков и туристов. На тоннельных лодках можно забраться и успешно сплавиться по течению мелких быстрых речек, порожистых каменистых и горных речушек.
Вот почему тоннельные лодки так популярны, ценны и востребованы в водно-моторном мире.
Но, как и любую другую технику, выбирать лодку Jet нужно осознано, учитывая свои реальные потребности и планы на использование!
Акватория, ПЛМ, конструктивные особенности лодки и её геометрия – всё будет иметь значение!
Но давайте поговорим о важных аспектах по порядку. Итак, чтобы выбрать тоннельную лодку, нужно ответить себе на следующие вопросы:
· Что для вас важнее – минимальная осадка лодки или решение проблемы с прохватами мотора?
· На какой воде вы вообще будете сплавляться – мелководье, мелководье с течением или река, которая меняет своё поведение в зависимости от сезона?
· С каким мотором вы будете ходить – исключительно с ПЛМ с водомётной насадкой или с водомётом, который иногда будет меняться на мотор с гребным винтом?
· Что насчёт килеватости лодки? Важна ли она для вас?
· Парусность, остойчивость, манёвренность – какие у вас требования к лодке по каждому из этих пунктов?
Сразу хотим внести ясность: на первые 4 вопроса отвечать поэтапно просто не получится. Все параметры, заключённые в них, - взаимосвязаны, поэтому нужно рассматривать их в системе.
Давайте начнём:
В первую очередь важно расставить приоритеты между минимальной осадкой судна и решением проблемы с прохватами лодочного мотора.
В теории и при идеальных условиях, чтобы успешно преодолевать мелководье, требуется полное отсутствие килеватости судна и минимальная осадка на глубину. Иначе говоря, ваша лодка должна быть плоскодонной и погружённой в воду не более чем на 10 см.
НО: на практике к каждой лодке Jet прилагается подвесной лодочный мотор со своими реальными потребностями!
Безусловно, наличие ПЛМ с водомётной насадкой (с «улиткой») изначально уменьшает осадку лодки, но, как бы парадоксально это ни звучало, для «улитки» необходима определённая осадка.
Подвесной лодочный мотор Mikatsu M30FHS с водомётной насадкой
Для понимания нужно немного окунуться в теорию о том, как вообще работает мотор с водомётной насадкой:
«Улитка» не может эффективно работать без воды! Водомётная насадка использует воду и для непосредственного передвижения, втягивая её через водозаборник (интейк) и выбивая через хвостовую часть импеллером, и для непосредственного охлаждения головки блока цилиндра (ГБЦ), защищая мотор от перегрева. Без воды выполнение обеих этих задач крайне затруднительно или даже не выполнимо.
Из этого следует, что водомётной насадке просто необходима тактическая глубина для сбора воды!
Лодка ПВХ Stormline Air Jet PRO в комплекте с мотором Mikatsu M30FHS с водомётной насадкой
Как обеспечить «улитке» заветную глубину?
Как раз за счёт самого туннеля на лодке Jet!
Туннель располагается в кормовой части лодки и служит неким «резервуаром» для набора воды, чтобы в последствии «улитка» могла втягивать её оттуда.
Вот только тут есть свой нюанс:
Само по себе наличие туннеля не спасает мотор от риска возникновения водного голодания!
Допустим:
Вы сплавляетесь по критическому мелководью, где практически ложитесь на дно «пузом» судна. В такой ситуации вода перестанет поступать к мотору в достаточном количестве (или вообще), что приведёт к водному голоданию двигателя.
И вот на этом этапе возникнет проблема с прохватами ПЛМ, о которой мы упоминали в самом начале статьи!
Из-за нехватки воды мотор начнёт всасывать воздух, издавая характерные звуки, которые напоминают собачий лай. За такую специфическую особенность владельцы лодок в разговорах часто называют этот процесс «гавканьем».
Как можно обезопасить мотор от водного голодания, а значит от проблемы «прохватов»?
Во-первых, подобрать лодку Jet с качественным строением самого тоннеля.
Рекомендуем настоятельно обратить внимание на:
· Ширину, глубину и ровность водных каналов, по которым вода дополнительно проходит в туннель. Они должны быть достаточно большими, чтобы в случае «посадки на пузо» служить вспомогательным элементом в доставке воды. Что касается ровности, то этот параметр будет обеспечивать отсутствие аэрации (т.е. вспенивания воды из-за попадания воздуха).
· Размеры туннеля. Чтобы запасать в себе достаточное количество воды, он должен быть высоким (желательно, высотой 10-15 см от нижней части днища), максимально длинным (желательно, от мидля до кормы) и стабильным в плане объёма, что напрямую зависит от следующего пункта.
· Качество интерцептора (высоких пластин в транцевой области). Очень важно, чтобы интерцептор был выполнен из прочного материала (пластика), имел литые соединённые друг с другом углы, не прогибающиеся при вытаскивании лодки на берег за счёт своей высокой жёсткости.
Пример тоннельной лодки Jet с прочным жёстким интерцептором
Почему так важно качество интерцептора?
Некачественный интерцептор, сделанный из нескольких слоёв ПВХ или целлюлозы, сдавливается при каждом поднятии лодки на сушу, так как судно в этот момент трётся о землю именно кормовой частью и непосредственным краем тоннеля. Таким образом, вход в туннель постепенно продавливается, становясь ниже и теряя чёткость углов. Это напрямую ведёт и к уменьшению самого объёма туннеля, а значит – сокращению запаса воды внутри.
Пример тоннельной лодки Jet с мягким и недостаточно прочным интерцептором
Во-вторых, найти «золотую середину» между минимальной осадкой судна и риском возникновения прохватов ПЛМ. И ей как раз может стать килеватость лодки!
Даже малая килеватость будет давать возможность мотору подпитываться водой, что может быть серьёзным подспорьем в борьбе с прохватами.
Отвечаем:
Из-за повышения фактора управляемости лодки Jet в условиях мелководья!
Здесь косвенно вы сразу пересекаетесь с двумя другими важными вопросами – на какой воде будет ходить лодка Jet и с каким мотором:
· Мелководье с течением или критическое мелководье
Допустим, что вы приобретаете лодку исключительно для сплавов по мелководью. Чем оно характерно? Непостоянным течением (то быстрее, то медленнее), искривлениями дна на пути, обилием водоворотов, бурунов, стремнин, камней, порогов и т.п.
Как потребитель вы рассматриваете только плоскодонную лодку, так как в приоритете для вас минимальная осадка.
В такой ситуации вы должны понимать следующее:
Плоскодонная туннельная лодка будет минимально управляема!
Даже на спокойных участках течения это может быть серьёзным минусом… Что уж говорить о быстроходных с обилием препятствий?!
Как ни крути, в условиях мелководных речек с течением плавсредство должно быть максимально манёвренным и управляемым! Неуправляемая плоскодонная лодка просто не сможет своевременно обойти буруны, подняться по стремнине или взобраться на пороги, а ещё не сможет уйти от водоворота или удержать курс без «швыряний» в разные стороны!
В связи со всем вышеперечисленным, настоятельно рекомендуем приобрести лодку Jet с малой килеватостью! Это даст судну ту самую управляемость, которая так необходима на воде!
Пример лодки Jet с малой килеватостью
Дело в том, что именно килеватость обеспечивает курсовую устойчивость и стабильность. Благодаря ей судно цепляется за воду, держит волну, не рыская влево и вправо, и быстро отзывается на движения румпеля.
Кроме того, некилеватое судно может и перевернуться при худшем стечении обстоятельств, пытаясь зайти на волну бортовой частью.
· Река, которая меняет своё поведение в зависимости от сезона
Допустим, что вы приобретаете лодку для сплавов по водоёмам, которые летом относятся к полноводному типу, а ранними весной и осенью начинают обмелевать (например, для сплавов по берегам Дона). Иными словами, вам необходим универсальный вариант.
Здесь вы просто не можете пренебречь ни управляемостью, ни осадкой!
Поэтому тут лучше всего пойти по пути меньшего сопротивления: приобрести универсальную килеватую лодку со специальный насадкой на транец.
В период обмеления вы сможете установить насадку, прицепив сверху мотор с «улиткой». В период полноводья, в свою очередь, вы сможете ходить на привычном моторе с редуктором.
Резюмируя вышесказанное, можно заметить следующее:
Наличие малой килеватости у лодки Jet в любом случае будет для вас плюсом как в борьбе с прохватами, так и в повышении мореходных качеств!
Все вышеупомянутые приоритетные факторы – осадка и способы решения проблемы прохватов, килеватость и конструкция туннеля – относились непосредственно к днищу лодки Jet.
Именно с них стоит начинать подбор нужной модели! Как только ответы на первые четыре вопроса станут для вас очевидными, можно переходить к последнему:
Парусность, остойчивость, манёвренность – какие у вас требования к лодке по каждому из этих пунктов?
Сразу уточним: эти мореходные характеристики напрямую зависят от конструкции самой лодки, а именно от её пропорций, типа носа и концевиков, размера баллонов.
Всё, как и у обычной лодки ПВХ!
Кроме того, все вышеупомянутые технические характеристики также влияют и на управляемость, что для Jet является максимально весомым критерием!
Вот почему на геометрию лодки Jet нужно обращать особое внимание!
Настоятельно рекомендуем придерживаться следующих значений:
· Пропорции лодки должны следовать следующему правилу: длина значительно больше ширины. Такое соотношение положительно скажется и на управляемости судна, и на его скорости!
С учётом того, что килеватость на лодках Jet всё равно остаётся низкой (в сравнении с обычными лодками), нужно стремиться к улучшению управляемости любыми имеющимися способами.
Пример правильных пропорций лодки Jet
· Нос лодки по возможности должен быть острым. Здесь тоже прямая закономерность: чем острее, тем более управляемым будет плавсредство против течения и на волнах!
Это обусловлено тем, что в таких ситуациях весь удар стихии приходится именно на носовую часть баллона. Нос П-образной формы будет просто биться о волну, добавляя фронтальной парусности, сопротивления и нагрузки, а значит уменьшая управляемость.
А вот острый или подковообразный нос, напротив, помогает с честью встречать любые волны!
Пример острого носа лодки Jet
· Диаметр баллонов должен являть собой «золотую середину» между малыми и максимальными значениями.
Это позволит добавить лодке Jet управляемости, сохранив при этом грузоподъёмность и остойчивость на впечатляющем уровне. Также здесь играет свою роль фактор комфорта: большие баллоны (в оптимальном значении) добавляют комфорта посадки для пассажиров, а вот маленькие приводят к неприятным ощущениям для ног (затеканию).
Почему нельзя брать лодку с чрезмерно большими баллонами (например, 56) в угоду максимальной грузоподъёмности и остойчивости? Потому что взамен вы получите слишком высокую парусность, что будет критично в условиях волн, открытых ветреных участков сплава и т.п.
· Длина и форма концевиков. Здесь лучше всего отдать предпочтение скошенным длинным концевикам для увеличения площади соприкосновения с водой.
Это параметр многие склонны недооценивать, что является большой ошибкой! Большая площадь концевиков позволяет стабилизировать движение лодки в режиме глиссирования на волне или против течения. Кроме того, есть ещё один приятный бонус: такие концевики берут на себя роль некого киля, обеспечивая дополнительную курсовую устойчивость.
Пример скошенных длинных концевиков лодки Jet
Вот и всё! Теперь у вас есть чёткое представление о том, как выбрать тоннельную лодку Jet!
Но есть ещё одна разновидность маломерных судов этого класса, о которой мы просто обязаны поговорить, - многобаллонные лодки Jet.
Многобаллонные лодки Jet представляют собой судно, где тоннель полностью сконструирован из надувных баллонов с каждой стороны.
Такие лодки чаще всего можно встретить на водных просторах средней части Сибири и на водах «северной столицы».
Многобаллонная лодка Jet. Вид судна с донной стороны
Почему мы назвали это судно «специфическим» в самом начале статьи?
Всё дело в комментариях наших клиентов, с которыми за долгие годы у нас сложились дружеские доверительные отношения!
Некоторые из них когда-то были/до сих пор являются владельцами многобаллонных лодок Jet или получали анамнез о таких суднах от товарищей по рыбалке, коллег, знакомых и т.д.
Именно они поделились с нами недостатками многобаллонных лодок Jet из «первых уст»!
Итак, что мы узнали о лодках Jet из практического опыта наших клиентов:
Из-за своей специфической конструкции днища именно эти лодки Jet чаще других сталкиваются с проблемой аэрации тоннеля, то есть заполнения водных потоков воздухом и возникновения в них крутой пены.
Днище многобаллонной лодки Jet. Конструктивные особенности
Специфика заключается в следующем: у плавсредства фактически отсутствует сам тоннель и канавки, так как они возникают искусственно из-за расстояния между баллонами. В результате вода просто неровно проходит в тоннель.
Чем это чревато для вас как для владельца судна и мотора?
Ответ прост – прохватами!
На этом недостатки такого типа лодок не заканчиваются:
· Во-первых, «многобаллоники» имеют большую осадку в сравнении с тоннельными лодками опять же из-за конструктивных особенностей;
· Во-вторых, они испытывают проблемы с остойчивостью из-за более высокого центра тяжести. Иными словами, судно довольно сильно качает, а рыбалка спиннингом в положении стоя вообще не представляется возможной;
· В-третьих, у таких лодок высокая парусность, что негативно сказывается на мореходных характеристиках: «многобаллоники» не отличаются манёвренностью и дают достаточно большую нагрузку на мотор;
· В-четвёртых, пропорции лодки выстроены таким образом, что ширина главенствует над длиной. Иными словами, лодки чрезмерно широкие и недостаточно жёсткие, из-за чего «рыскают» по волнам и плохо идут против течения;
· В-пятых, некоторые «многобаллоники» страдают довольно необычной конструктивной проблемой – перемычкой посреди кокпита, необходимой для увеличения остро недостающей жёсткости. Такое решение доставляет немалый дискомфорт пассажирам!
· В-шестых, вес таких лодок значительно выше традиционных тоннельных лодок (как минимум на 5-10 кг).
Но «у медали всегда две стороны», правда?
У многобаллонных лодок Jet есть свои весомые преимущества, за счёт чего они пользуются большой популярностью и ежегодно бороздят просторы водной глади!
Купить многобаллонную лодку Jet или отдать предпочтение «классической» туннельной лодке – это вопрос вашей «религии»!
Большинство наших клиентов отдают предпочтение первому варианту, но это - не аксиома! Многобаллонные лодки Jet – стильные, оригинальные и необычные плавсредства, за счёт чего так нравятся многим потребителям.
А фактор личной симпатии и вкуса – не менее важный критерий при покупке! Здесь каждый решает для себя сам и выбирает судно сердцем!
Мы лишь предостерегаем вас и настоятельно рекомендуем учитывать эти нюансы, задумываясь о покупке «многобаллонника»!
Напоминаем, что специалисты Globaldrive всегда готовы помочь вам с выбором лодки Jet! Мы с радостью подберём для вас модель, которая идеально подойдёт вам по каждому критерию!
Оставляйте заявку на консультацию на официальном сайте компании!
Вы пользуетесь устаревшей версией браузера. Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно.